Близится к завершению годичный цикл эколого-орнитологических исследований учёных Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук в окрестностях нового аэропорта. Эти исследовательские работы на территории посадочной площадки Тобольск и приаэродромной территории проводятся по заказу кампании «Сибур», которая ведёт строительство современной воздушной гавани города. Научный сотрудник группы экологии живых организмов
Отдела экологических исследований ТКНС УрО РАН Юрий Тюлькин прокомментировал для городских и региональных СМИ основные результаты исследований, которые будут использованы для разработки мер по обеспечению орнитологической безопасности будущих авиаполётов.
По словам Юрия Анатольевича, главными задачами перед учёными стояло выявление мест массовых скоплений птиц в разные сезоны года и определение временных суточных интервалов, когда вероятность столкновения воздушного судна с птицами наиболее высока. Несмотря на малочисленный состав исследовательской группы – всего два человека –удалось обследовать большую территорию, радиусом в 15 км от аэропорта. С северной стороны она включала южную часть городской застройки, на востоке – пос. Сибиряк и пруды Абалакского экспериментального рыбзавода, на западе доходила до дер. Шишкина и берега реки Тобол, а на юге терялась в рямах (торфяные болотах, поросших низкорослым лесом и кустарниками) и болотах Тобол-Иртышского междуречья.
- Естественно, основное внимание нами было уделено ситуации, складывающейся в непосредственной близости взлётно-посадочной полосы аэропорта, поскольку, согласно статистике Межгосударственного авиационного комитета, с точки зрения вероятности столкновения самолёта с птицами наиболее опасными этапами полёта признаются взлёт и посадка воздушного судна, - отметил Юрий Тюлькин. - Кроме меня в полевых исследованиях участвует мой коллега – научный сотрудник Владимир Иванович Капитонов, с которым мы работаем в параллельном режиме в разных точках площадки. Характер нашей работы определяется жёсткими требованиями ведомственной инструкции Росавиации. Поэтому, в соответствии с данными требованиями, раз в неделю мы обследовали территорию в окрестностях аэропорта и оценивали интенсивность передвижений птиц над начальным и конечным участками взлётно-посадочной полосы. Приступая к исследованиям, мы предполагали, что в пределах контрольной зоны участки с высокой концентрацией птиц могут быть обнаружены: в зимнее время года – в черте населённых пунктов, на городской свалке и рядом со скотными дворами крестьянских хозяйств, в период миграции птиц весной и осенью – вдоль русел рек Тобол и Иртыш, летом – на полях, обкашиваемых лугах и многочисленных озёрах междуречья.