Прямской взвоз в Тобольске, давно ставший одной из его «визитных карточек», привлекает внимание жителей и гостей города оригинальностью заложенных в него инженерных решений. Но, пожалуй, кроме учёных-историков, мало кто знает, что данное сооружение, признанное уникальным памятником русской архитектуры ещё в восемнадцатом столетии, в 2021 году отмечает значимый юбилей: три с половиной века назад на Прямском взвозе была построена первая деревянная лестница.
Как сообщила начальник Отдела гуманитарных исследований Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук, к.и.н. Анна Татарникова, название «Прямской» произошло от слова «прямить», поскольку Троицкий мыс, по которому взвоз проходит, долгое время выпрямляли, чтобы сделать подъем из нижней (подгорной) части города в верхнюю (нагорную) более удобным. У Прямского взвоза есть и другие, менее распространенные, названия: Софийский, Торговый, Базарный.
Софийским взвоз называли в связи с тем, что его верхняя часть примыкала к Софийско-Успенскому собору, а Торговым и Базарным – так как по нему можно было спуститься в нижний посад, где располагалась Базарная площадь с многочисленными торговыми рядами.
Первоначально взвоз выглядел как обычная грунтовая дорога, которую во время дождей сильно размывало, из-за чего образовывалась непроходимая глинистая грязь, затруднявшая спуск и подъем. И вот, наконец, в 1671 году здесь возвели первую деревянную лестницу. А почти век спустя, в связи с постепенным разрушением склонов лога, по проекту «драгунского полку прапорщика» Якова Уксусникова была возведена новая лестница длиной около четырехсот метров. «Однако уже в восьмидесятых годах XVIII века городским властям пришлось укрепить склоны верхней части взвоза кирпичными подпорными стенами, - сказала кандидат исторических наук Анна Татарникова. - Проект по укреплению верхних склонов предположительно принадлежал губернскому архитектору Александру Гучеву, автору генерального плана развития Тобольска. В результате получилось солидное и монументальное инженерное сооружение: каждая стена протянулась на 110 метров, а высота их в самой высокой части составила 14,6 метра».
Работы по усилению подпорных стен проводились и в течение XIX века. Кроме того, в середине этого же столетия вдоль обновлённой деревянной лестницы были высажены первые деревья. «Благодаря подпорным стенам взвоза удалось не допустить осадки фундамента Софийско-Успенского собора и стоящей рядом звонницы, и, тем самым, сохранилось в целости величественное здание главного храма Сибири», - подчеркнула тобольский учёный. – А уже в наши дни проводился комплекс мероприятий по восстановлению и реконструкции Прямского взвоза, и в результате использования современных решений наш исторический взвоз стал популярным объектом городской туристической инфраструктуры».