В понедельник, 28 июня, исполняется 360 лет с момента начала тобольской ссылки Юрия Крижанича (1618–1683) – известного хорватского богослова, писателя, философа, этнографа и историка, лингвиста, энциклопедиста. О его яркой жизни и историческом наследии рассказывает начальник Отдела гуманитарных исследований Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук, к.и.н. Анна Татарникова.
Дворянин по происхождению, Юрий Крижанич окончил сначала духовную семинарию в Загребе (Хорватия), затем в Вене (Австрия). Обучался в Болонском университете, где изучал не только богословие, но и юридические науки. Был священником-миссионером, путешествовал по Европе. После защиты в 1642 году в Риме докторской диссертации был посвящен в сан загребского каноника. В 1658 году Крижанич знакомится в Вене с русским послом Яковом Лихаревым и принимает решение о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу.
Прибыв в 1659 году в Россию, Юрий Крижанич, знавший порядка десяти языков, становится переводчиком Посольского приказа. Однако спустя два года Крижанич был сослан в Тобольск по подозрению в деятельности в пользу католической церкви. «Идея богослова об объединении католической и православной церкви в единую под властью Папы Римского не нашла поддержки у московских властей, - сказала Анна Татарникова. - Призывая к созданию единого славянского государства под властью московского царя, Юрий Крижанич, тем не менее, считал, что самодержавие необходимо реформировать, избавив его от жестоких методов правления».
В тобольской ссылке мыслитель провел 16 лет, которые оказались самыми плодотворными в его жизни. Здесь Крижанич написал свои замечательные сочинения – «Русский язык», «Объяснение выводно о письме словенском», «Разговоры о владетельстве или «Политика»».
- Именно в Тобольске философ и писатель больше всего думает о путях объединения славян, - проинформировала учёный. - Крижанич приходит к мысли, что единство государственное, религиозное и культурное должно быть дополнено единством языковым. Идея установления единства между всеми славянскими народами воплощается в создании для них общего славянского языка, освобожденного от иностранных заимствований.
В трактате «Политика» – практически первом крупном научном произведении о состоянии России – Юрий Крижанич характеризует экономическое и политическое положение страны, показывая роль земледелия, ремесел и торговли в ее дальнейшем развитии, сохранении государственной независимости. Мыслитель указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами. Царя Крижанич считает наместником Бога на Земле, а его власть священной. Обращаясь к царю, он говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом.
По словам кандидата исторических наук Анны Татарниковой, в Тобольске Крижанич собрал обширнейший материал по истории Сибири, географии и экономике, встретился с другим ссыльным – протопопом Аввакумом, автором бессмертного «Жития». Правда, их пути разошлись из-за разности религиозных воззрений.
Будучи человеком пытливого ума, он интересуется жизнью сибирских аборигенов, изучает быт татар, остяков. Однако положение ссыльного тяготит его. Он пишет: «Нет большей тупости, мерзости и жестокости, как посылать людей в ссылку или удалять из города». Несколько раз Крижанич писал челобитные царю с просьбой об освобождении, и вот, наконец, Федор Алексеевич снял с него опалу.