Завтра, 28 марта, в календаре Всемирный день историка. Это праздник всех людей, кто связан с изучением и популяризацией прошлого, кто выбрал науку «История» своей профессией. Мы представляем вниманию читателей интервью с начальником Отдела гуманитарных исследований, руководителем Группы истории освоения Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН, кандидатом исторических наук Анной Татарниковой. Что привлекло интерес будущего учёного к избранной профессии и в каком историческом периоде России ему хочется жить? Над чем сегодня работают тобольские учёные? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
Наша справка:
Анна Ивановна Татарникова с отличием окончила исторический факультет Новосибирского государственного педагогического университета по специальности «учитель истории, методист по воспитательной работе» в 1999 году. В 2005 году она защитила кандидатскую диссертацию в Омском государственном педагогическом университете по теме «Развитие сельской поселенческой сети Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.».
В Тобольской комплексной научной станции УрО РАН работает с 2009 года. С того же года она возглавляет Группу истории освоения Сибири. Имеет свыше 60 научных и учебно-методических публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе – журналах международных баз цитирования Web of Science и Scopus, а также 2 монографии.
- Анна Ивановна, скажите, почему Вы стали заниматься именно историей, а не какой-либо другой областью науки?
- На становление любого человека огромное влияние оказывает окружающая среда и конкретные люди, сумевшие завоевать авторитет в его глазах. Я училась в обычной сельской школе, в свободное от учебы время читала взахлеб книги, особенно исторические романы и научно-популярные произведения, любила слушать рассказы бабушки о том, как ее «тятя и мама» переселились из Белоруссии в Сибирь в начале 1900-х годов, как она маленькая в войну собирала в лесу травы да грибы для «похлебки» и др. В школе мне нравились литература, география, биология, история. Какое-то время, учась в 9 классе, я никак не могла определиться: поступать на естественно-географический факультет или на исторический. Мне нравилась экономическая география и в то же время меня привлекала история средневековья, история культуры. Судьбоносную роль в профессиональном выборе сыграла мой учитель истории Соловьёва Нина Петровна, сумевшая увлечь своим предметом так, что сомнений не осталось. Помню, в кабинете истории, после очередных каникул, над доской Нина Петровна поместила следующую цитату: «Можно не знать тысячи наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно». Н.Г. Чернышевский.
Меня эта цитата сильно «зацепила». В итоге я подала документы на областную школьную олимпиаду по истории и, заняв 1 место, поступила в Новосибирский государственный педагогический университет без вступительных экзаменов.
- На каких областях истории Вы специализируетесь, и как появляются темы Ваших научных исследований?
- Интерес к географии и истории со школьной скамьи предопределил мои исследовательские интересы. В основном, я специализируюсь на исторической географии и исторической демографии. Тематика моих публикаций касается географии населения, изучения системы расселения, ее эволюции и локальной специфики, отчасти экономической географии. Хронологический период моих исследований – вторая половины XIX – первая треть XX веков. Также мне интересны социальная история, история повседневности (особенно экстремальная повседневность), имагология.
Темы научных исследований всегда появляются в процессе работы с источниками, знакомства с работами коллег, в ходе живого общения во время конференций, форумов и других мероприятий. Работа исследователя имеет творческо-поисковый характер, когда «погружаешься» вглубь изучаемой эпохи, вникаешь в суть происходивших явлений и событий, вопросы в голове рождаются сами собой, попытка найти на них ответ выливается в одну или целую серию публикаций по интересующей проблематике.
- Какие исторические этапы развития России являются ключевыми в научно-исследовательской деятельности сотрудников ТКНС УрО РАН? Над чем сегодня работают учёные-историки главного учреждения академической науки в Тобольске?
- Сотрудники отдела гуманитарных исследований изучают материальную и духовную культуру коренного и пришлого населения Сибири, политические, социально-экономические, культурные процессы, происходившие в регионе в разные периоды отечественной и мировой истории. Наши ученые-археологи исследуют древние поселения, находят и описывают артефакты, связанные с жизнью древних народов сибирского края. Этнографы изучают сибирские этносы, их историю, традиции и быт. Историко-демографы и другие специалисты работают над изучением народонаселенческих процессов в Сибири, формированием и развитием здесь системы расселения, выявлением локальных особенностей её функционирования, изучают отражение политических и экономических процессов на жизни региона, исследуют опыт межкультурного взаимодействия населяющих Сибирь народов.
Большое внимание в работе ученые-историки уделяют истории города Тобольска и нашего края в целом. Кроме того, мы проводим работу, связанную с предоставлением исторических справок по запросам местных органов власти, участвуем в мероприятиях по популяризации истории родной земли, проводим в школах общественные уроки краеведческой тематики. Однако основное содержание нашей работы составляет выполнение государственного задания по научно значимым темам исторических исследований для страны и общества.
- Анна Ивановна, какую из своих работ Вы могли бы назвать наиболее значимой? Почему?
- На этот вопрос мне сложно ответить. Для исследователя, который работает не на количественные показатели (как в эпоху социалистических соревнований, кто больше напишет), а на качественные, каждая статья есть результат интеллектуальных, творческих усилий, затрат энергии и времени. И если ученый пишет статью вдумчиво, с полной самоотдачей, стараясь скрупулезно и всесторонне осветить поднятую в ней проблему, то для него, как мне кажется, каждая статья будет значимой, поскольку она рождается в «муках творчества». С другой стороны, о значимости статей исследователя должны свидетельствовать такие факты, как признание его работ коллегами-учеными, безусловный авторитет его мнения в кругу специалистов.
- В последние годы на уровне государства неоднократно заявлялось о том, что «сейчас очень велик запрос в обществе на подачу истории России как непрерывного потока со всеми его противоречиями»… Тут имеется в виду то, что в разное время в учебниках истории давалась различная трактовка, к примеру, пугачёвскому бунту, роли церкви, «красных» и «белых». Что Вы думаете на этот счёт?
- Мне представляется, что история в последние десятилетия и так трактуется именно как весьма противоречивый процесс. В нем в разное время играют судьбоносные роли отдельные личности, элиты и народные массы, вступающие в сложные многоуровневые взаимоотношения, характер которых определяет сущность политических и социально-экономических событий и явлений в обществе той или иной эпохи.
Что касается учебников истории, то наличие различных трактовок Смуты, дворцовых переворотов, падения монархии в России, войны «красных», «белых» и «зеленых», распада СССР и других исторических событий определяется существующими запросами власти и общества. В советский период трактовка событий имперской России в основном имела негативную окраску, многие явления дореволюционного периода характеризовались однолико, исключительно с позиций борьбы эксплуатируемого угнетённого рабочего класса и крестьянства за свои права. Церковь рассматривалась как анахронизм, вредительски действующий на сознание народа. В постсоветский период все эти трактовки изменились на 180 градусов. Будут они меняться и в будущем. Так уж устроено общество, которое, саморефлексируя и переосмысливая прошлое, меняет свои оценки и трактовки произошедшего через призму того настоящего, в котором оно живет здесь и сейчас.
- Если б это было возможным, в каком периоде истории нашего государства хотели бы пожить?
- В настоящем. Прошлое уже относительно известно, его изучают, анализируют. Будущее неопределенно, поэтому попасть в будущее мне бы не хотелось. А вот настоящее – замечательное время. Каждый день оно преподносит нам столько приятных и неприятных сюрпризов. Мы, нынешнее поколение, являемся творцами настоящего, которое уже через несколько десятилетий станет перевернутой страницей прошлого и в то же время предопределит будущее наших детей, нашей страны.
- Каким должен быть образцовый историк? Его портрет, на Ваш взгляд.
- Честным в профессии, скрупулезным в исследовании, постоянно ищущим и сомневающимся, стремящимся к профессиональному росту, адекватно реагирующим на критику и рекомендации коллег, подвижным, мобильным. Без этих составляющих невозможно работать в архивах, научных библиотеках, писать качественные статьи и получать удовлетворение от любимого дела.
- Ваши рекомендации молодым современникам, которые желают прийти в науку под названием «История»?
- Запастись терпением и усидчивостью, не бояться трудностей, уметь слышать старших коллег по цеху, быть активными и настойчивыми в достижении профессиональных целей. Все мы когда-то были неопытными, «неоперившимися», начинающими в профессии. Опыт и понимание сути ремесла историка приходят со временем. Эта профессия вряд ли принесет большие доходы, но если история для Вас – это любимое увлечение, сделайте его своей работой, не пожалеете!
- Большое спасибо за интервью, Анна Ивановна!