ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ТОБОЛЬСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ
УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

МЕНЮ

Завтра, 28 марта, в календаре Всемирный день историка. Это праздник всех людей, кто связан с изучением и популяризацией прошлого, кто выбрал науку «История» своей профессией. Мы представляем вниманию читателей интервью с начальником Отдела гуманитарных исследований, руководителем Группы истории освоения Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН, кандидатом исторических наук Анной Татарниковой. Что привлекло интерес будущего учёного к избранной профессии и в каком историческом периоде России ему хочется жить? Над чем сегодня работают тобольские учёные? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.

Наша справка:
Анна Ивановна Татарникова с отличием окончила исторический факультет Новосибирского государственного педагогического университета по специальности «учитель истории, методист по воспитательной работе» в 1999 году. В 2005 году она защитила кандидатскую диссертацию в Омском государственном педагогическом университете по теме «Развитие сельской поселенческой сети Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.».
В Тобольской комплексной научной станции УрО РАН работает с 2009 года. С того же года она возглавляет Группу истории освоения Сибири. Имеет свыше 60 научных и учебно-методических публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе – журналах международных баз цитирования Web of Science и Scopus, а также 2 монографии.

- Анна Ивановна, скажите, почему Вы стали заниматься именно историей, а не какой-либо другой областью науки?
- На становление любого человека огромное влияние оказывает окружающая среда и конкретные люди, сумевшие завоевать авторитет в его глазах. Я училась в обычной сельской школе, в свободное от учебы время читала взахлеб книги, особенно исторические романы и научно-популярные произведения, любила слушать рассказы бабушки о том, как ее «тятя и мама» переселились из Белоруссии в Сибирь в начале 1900-х годов, как она маленькая в войну собирала в лесу травы да грибы для «похлебки» и др. В школе мне нравились литература, география, биология, история. Какое-то время, учась в 9 классе, я никак не могла определиться: поступать на естественно-географический факультет или на исторический. Мне нравилась экономическая география и в то же время меня привлекала история средневековья, история культуры. Судьбоносную роль в профессиональном выборе сыграла мой учитель истории Соловьёва Нина Петровна, сумевшая увлечь своим предметом так, что сомнений не осталось. Помню, в кабинете истории, после очередных каникул, над доской Нина Петровна поместила следующую цитату: «Можно не знать тысячи наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно». Н.Г. Чернышевский.
Меня эта цитата сильно «зацепила». В итоге я подала документы на областную школьную олимпиаду по истории и, заняв 1 место, поступила в Новосибирский государственный педагогический университет без вступительных экзаменов.

- На каких областях истории Вы специализируетесь, и как появляются темы Ваших научных исследований?
- Интерес к географии и истории со школьной скамьи предопределил мои исследовательские интересы. В основном, я специализируюсь на исторической географии и исторической демографии. Тематика моих публикаций касается географии населения, изучения системы расселения, ее эволюции и локальной специфики, отчасти экономической географии. Хронологический период моих исследований – вторая половины XIX – первая треть XX веков. Также мне интересны социальная история, история повседневности (особенно экстремальная повседневность), имагология.
Темы научных исследований всегда появляются в процессе работы с источниками, знакомства с работами коллег, в ходе живого общения во время конференций, форумов и других мероприятий. Работа исследователя имеет творческо-поисковый характер, когда «погружаешься» вглубь изучаемой эпохи, вникаешь в суть происходивших явлений и событий, вопросы в голове рождаются сами собой, попытка найти на них ответ выливается в одну или целую серию публикаций по интересующей проблематике.

- Какие исторические этапы развития России являются ключевыми в научно-исследовательской деятельности сотрудников ТКНС УрО РАН? Над чем сегодня работают учёные-историки главного учреждения академической науки в Тобольске?
- Сотрудники отдела гуманитарных исследований изучают материальную и духовную культуру коренного и пришлого населения Сибири, политические, социально-экономические, культурные процессы, происходившие в регионе в разные периоды отечественной и мировой истории. Наши ученые-археологи исследуют древние поселения, находят и описывают артефакты, связанные с жизнью древних народов сибирского края. Этнографы изучают сибирские этносы, их историю, традиции и быт. Историко-демографы и другие специалисты работают над изучением народонаселенческих процессов в Сибири, формированием и развитием здесь системы расселения, выявлением локальных особенностей её функционирования, изучают отражение политических и экономических процессов на жизни региона, исследуют опыт межкультурного взаимодействия населяющих Сибирь народов.
Большое внимание в работе ученые-историки уделяют истории города Тобольска и нашего края в целом. Кроме того, мы проводим работу, связанную с предоставлением исторических справок по запросам местных органов власти, участвуем в мероприятиях по популяризации истории родной земли, проводим в школах общественные уроки краеведческой тематики. Однако основное содержание нашей работы составляет выполнение государственного задания по научно значимым темам исторических исследований для страны и общества.

- Анна Ивановна, какую из своих работ Вы могли бы назвать наиболее значимой? Почему?
- На этот вопрос мне сложно ответить. Для исследователя, который работает не на количественные показатели (как в эпоху социалистических соревнований, кто больше напишет), а на качественные, каждая статья есть результат интеллектуальных, творческих усилий, затрат энергии и времени. И если ученый пишет статью вдумчиво, с полной самоотдачей, стараясь скрупулезно и всесторонне осветить поднятую в ней проблему, то для него, как мне кажется, каждая статья будет значимой, поскольку она рождается в «муках творчества». С другой стороны, о значимости статей исследователя должны свидетельствовать такие факты, как признание его работ коллегами-учеными, безусловный авторитет его мнения в кругу специалистов.

- В последние годы на уровне государства неоднократно заявлялось о том, что «сейчас очень велик запрос в обществе на подачу истории России как непрерывного потока со всеми его противоречиями»… Тут имеется в виду то, что в разное время в учебниках истории давалась различная трактовка, к примеру, пугачёвскому бунту, роли церкви, «красных» и «белых». Что Вы думаете на этот счёт?
- Мне представляется, что история в последние десятилетия и так трактуется именно как весьма противоречивый процесс. В нем в разное время играют судьбоносные роли отдельные личности, элиты и народные массы, вступающие в сложные многоуровневые взаимоотношения, характер которых определяет сущность политических и социально-экономических событий и явлений в обществе той или иной эпохи.
Что касается учебников истории, то наличие различных трактовок Смуты, дворцовых переворотов, падения монархии в России, войны «красных», «белых» и «зеленых», распада СССР и других исторических событий определяется существующими запросами власти и общества. В советский период трактовка событий имперской России в основном имела негативную окраску, многие явления дореволюционного периода характеризовались однолико, исключительно с позиций борьбы эксплуатируемого угнетённого рабочего класса и крестьянства за свои права. Церковь рассматривалась как анахронизм, вредительски действующий на сознание народа. В постсоветский период все эти трактовки изменились на 180 градусов. Будут они меняться и в будущем. Так уж устроено общество, которое, саморефлексируя и переосмысливая прошлое, меняет свои оценки и трактовки произошедшего через призму того настоящего, в котором оно живет здесь и сейчас.

- Если б это было возможным, в каком периоде истории нашего государства хотели бы пожить?
- В настоящем. Прошлое уже относительно известно, его изучают, анализируют. Будущее неопределенно, поэтому попасть в будущее мне бы не хотелось. А вот настоящее – замечательное время. Каждый день оно преподносит нам столько приятных и неприятных сюрпризов. Мы, нынешнее поколение, являемся творцами настоящего, которое уже через несколько десятилетий станет перевернутой страницей прошлого и в то же время предопределит будущее наших детей, нашей страны.

- Каким должен быть образцовый историк? Его портрет, на Ваш взгляд.
- Честным в профессии, скрупулезным в исследовании, постоянно ищущим и сомневающимся, стремящимся к профессиональному росту, адекватно реагирующим на критику и рекомендации коллег, подвижным, мобильным. Без этих составляющих невозможно работать в архивах, научных библиотеках, писать качественные статьи и получать удовлетворение от любимого дела.

- Ваши рекомендации молодым современникам, которые желают прийти в науку под названием «История»?
- Запастись терпением и усидчивостью, не бояться трудностей, уметь слышать старших коллег по цеху, быть активными и настойчивыми в достижении профессиональных целей. Все мы когда-то были неопытными, «неоперившимися», начинающими в профессии. Опыт и понимание сути ремесла историка приходят со временем. Эта профессия вряд ли принесет большие доходы, но если история для Вас – это любимое увлечение, сделайте его своей работой, не пожалеете!

- Большое спасибо за интервью, Анна Ивановна!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Последние новости

Тобольскими учёными не выявлены факты гибели птиц от пламени факелов ЗапСибНефтехима

Подробнее...

Гербарий тобольских учёных внесён в международную базу Index Herbariorum

Подробнее...

Тобольские учёные изучают динамику численности осетровых рыб на зимовальной яме

Подробнее...

Тобольские учёные подвели итоги долгосрочного экологического мониторинга под контролем международных аудиторов

Подробнее...

Тобольские учёные открыли еще один неизвестный науке гриб

Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас 89 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Авторские права

© 2024 Тобольская комплексная станция УрО РАН. Все права защищены.
© 2024 ТОБОЛЬСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.