ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ТОБОЛЬСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ
УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

МЕНЮ

В текущем 2024 году исполняется 200 лет с момента строительства и ввода в эксплуатацию Никольского взвоза – грузовой дороги, проложенной между Троицким и Чукманским мысами, соединившей между собой подгорную часть Тобольска с его верхней, нагорной частью. В канун Всемирного дня историка (отмечается 28 марта) заведующий Лабораторией истории Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН, канд. ист. наук Анна Татарникова прокомментировала особенности строительства этого важного транспортного объекта Древней Сибирской столицы:

- До строительства Никольского взвоза тоболяки пользовались Прямским взвозом, однако он предназначался только для пешеходов. Перевозка грузов осуществлялась по Казачьему взвозу, который к 1824 году был признан городскими властями как крутой и опасный для движения и, в связи с этим, он был закрыт (его следы сегодня можно обнаружить между Тобольским губернским музеем и Детской школой искусств).
После закрытия Казачьего взвоза в городе приступили к сооружению более совершенной дороги в глубоком овраге, носившем название Пермского или Никольского взвоза. Свое название он получил по церкви Николая Чудотворца (в народе – Никольской), располагавшейся на бровке Троицкого мыса, у самого спуска с горы.
В ходе строительства рабочим пришлось вручную углубить лог между Троицким и Чукманским мысами. Ширина взвоза вместе с тротуарами и канавами составила 10 сажен (21 метр). Первоначально планировали укрепить стены взвоза кирпичом, но его не хватило даже на мостовую. Поэтому последнюю пришлось замостить деревянными брусьями.
Тщательно спланированный и удлиненный взвоз спускался к речке Курдюмке, через которую был построен новый более надёжный мост. Так, построенный взвоз оказался более пологим и удобным для перевозки грузов, нежели Казачий, которым пользовались ранее.
В 1854–1855 годах Никольский взвоз получил свою первую реконструкцию под руководством чиновника Тобольской строительной комиссии Алексея Львовича Жилина. По этому поводу газета «Тобольские губернские ведомости» в 1857 году написала: «Устройство нового Никольского взвоза стоило огромных трудов и значительных расходов. На настилку мостовых употреблено ломовых плах 1185, пластин 214, досок 210, гвоздей 2000. Мостовая была окаймлена оплотинами, которых пошло 100 штук. По сторонам взвоза были сделаны канавы с деревянными желобами для стока снежной и дождевой воды. Склон горы с левой стороны был укреплен ряжем на протяжении 84 погонных сажен, вышиной от 1 ½ до 3 ½ сажен. Укрепленная и утрамбованная гора на протяжении 840 квадратных сажен, а также края канав по длине всего взвоза обложены дерном, которого употреблено на это 20000 пластин. Для укрепления горы и для украшения взвоза по сторонам его посажены ивы».
Летом 1900 года Никольский взвоз в очередной раз отремонтировали, но уже с использованием битого кирпича и тонкого горбыля. Однако, менее чем через год, на взвозе появились ямы, и передвигаться по нему стало небезопасно. В 1901 году по обеим сторонам Никольского взвоза было высажено около 70 тополей, многие из которых вскоре стали объедены местными козами.
В 1903 году Тобольская городская дума приняла решение выполнить покрытие дорожной мостовой из камня от Никольского взвоза до губернского правления. Однако мощенная камнем улица так и не появилась, в казне не нашлось денежных средств.
Вплоть до 1970-х годов прошлого века Никольский взвоз имел грунтовое покрытие, из-за чего в сухую теплую погоду проезжавшие по нему автомобили и мотоциклы поднимали столбы пыли, а в дождь городской транспорт с трудом переправлялся из одной части города в другую из-за слякоти, глубокой колеи и множества выбоин. И только с появлением асфальтного полотна ситуация выправилась в лучшую сторону.
В настоящее время Никольский взвоз служит единственной автомобильной дорогой, соединяющей нижний и верхний посады Тобольска.

На фотографии Никольский взвоз в Тобольске в 1912 году.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Последние новости

Тобольскими учёными не выявлены факты гибели птиц от пламени факелов ЗапСибНефтехима

Подробнее...

Гербарий тобольских учёных внесён в международную базу Index Herbariorum

Подробнее...

Тобольские учёные изучают динамику численности осетровых рыб на зимовальной яме

Подробнее...

Тобольские учёные подвели итоги долгосрочного экологического мониторинга под контролем международных аудиторов

Подробнее...

Тобольские учёные открыли еще один неизвестный науке гриб

Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас 356 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Авторские права

© 2024 Тобольская комплексная станция УрО РАН. Все права защищены.
© 2024 ТОБОЛЬСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.